Эссе о планарности

Низкий профиль или срочно похудеть!

Как Вы поступите, имея модуль электропитания в виде некоторого геометрического объема со своей длиной, шириной и высотой (или толщиной — она то и называется профиль)? Системы кондуктивного охлаждения нет, а есть слабенький вентилятор и окружающий воздух. При этом до идеального КПД = 1 еще далеко, а тепла выделяется неприятно много?

Правильно — вы возьмете условный молоток и начнете плющить модуль так, чтобы уменьшить его профиль.
Ничего, что у модуля начнет увеличиваться длина или ширина, или оба параметра. Главное, что у него начнет увеличиваться поверхность охлаждения. В какой-то момент вы удовлетворены – и слабенький вентилятор, и просто окружающий воздух заработают, тепло начнет эффективно сниматься, а надежность модуля начнет резко увеличиваться (снижение перегрева на каждые 10 градусов будет давать увеличение времени наработки на отказ вдвое!).

А если с таким упорством вы будете продолжать ваш труд – вы достигнете идеала – профиль станет равен нулю, площадь поверхности станет равна бесконечности. Да, что там вентилятор или воздух – и в космосе в вакууме охлаждение будет отличное! Таким образом, мы изобрели способ получения модуля, не требующего системы охлаждения!

Шутка, в которой есть доля шутки.

Если вас это развеселило, то к барьеру – к эссе!

Начнем с того, что впрямую дает низкопрофильность (LP) или еще более правильно – планарность.

  1. На поверхности лежит тезис о планарности, как о весьма желательном параметре конструкции. Дело в том, что модули электропитания в большинстве случаев являются самыми толстыми элементами конструкции и очень плохо компонуются с другими приборами микроэлектроники. Да и тонкому прибору легче найти место в современной аппаратуре.
  2. Ситуация с трудностью компоновки еще более обостряется, когда совместно с модулем электропитания необходимо разместить радиатор, к которому модуль прикреплен. Конечно, лучше максимум толщины отдать радиатору, а сам модуль максимально распластать на радиаторе, сделать его планарным.
  3. Есть и не очевидные, но очень серьезные доводы для борьбы за планарность модулей электропитания. Посмотрите на рис. 1. Два модуля с одной и той же мощностью рассеивания, с одинаковой длиной и шириной, но с разным профилем стоят на большом радиаторе. Первый модуль условного конкурента – сундукообразный, его профиль (толщина или высота) – 50 мм. Второй модуль планарного типа, т.е. низкопрофильный, имеет толщину 38 мм.

Planarity

Рис. 1.

Красными кружками условно показаны в районе центральной части корпуса концентраторы тепла, например, это могут быть трансформаторы, дроссели, полупроводники, терморезисторы и т.п. Крайне важно не допустить нагрева этих элементов выше какой-то критической температуры, например +100 °C.

Очевидно (рис. 1), что тепловой путь h1 для толстого модуля электропитания гораздо длиннее, чем для низкопрофильного планарного модуля – h2, и поэтому низкопрофильному модулю для удержания внутри конструкции предельной температуры 100 ⁰С можно позволить большую температуру на радиаторе –  +84 °C, в отличие от левой конструкции, имеющей на радиаторе +78 °C. Далее все просто — окружающий воздух, например, имеет температуру +60 °C, тогда левый радиатор будет работать с перегревом относительно окружающей среды +18 °C, а правый радиатор с перегревом относительно окружающей среды +24 °C.

Значит при одинаковой выделяемой модулями мощности, например 100 Вт тепловое сопротивление левого радиатора должно быть 18/100 = 0,18 °C/Вт, а правого радиатора — 24/100 = 0,24 °C/Вт. А это означает, что вам придется для толстого модуля электропитания брать радиатор на примерно 30 % массивнее, чем для планарного!

Именно поэтому радиатор совместно с модулем электропитания для правой, низкопрофильной планарной конструкции будет заметно меньших размеров и веса. Представьте, как это может повлиять на передвижные малогабаритные изделия, особенно летающие, например, на дроны.

  1. Весьма важный вопрос, что делать с теплом, которое идет не в радиатор (например, жидкостного типа), а в противоположную сторону . Из-за этого паразитного тепла приходится устанавливать в аппаратуре, наряду с основным жидкостным охлаждением еще и дополнительное, например, вентиляторное. Учитывая, что в толстых конструкциях модулей электропитания паразитное тепло может составлять долю в 15…25%, то данная проблема становится весьма неприятным, снижающим надежность фактором — в аппаратуре могут появиться механические устройства – вентиляторы. Мне приходилось сталкиваться с такими проблемами, разрабатывая системы электропитания для суперкомпьютеров и фазированных антенных решеток радаров. За счет применения планарных низкопрофильных модулей электропитания достаточно легко довести уровень паразитного тепла до 5…7%, в этом случае появляются другие возможности отведения тепла, кроме использования вентиляторов, например, конвекционные воздушные, кондуктивные жидкостные и т.п.

Для продукции AEPS-GROUP мы дали команду – срочно похудеть! Обращайте внимание на наши модули с индексом LP.

Перечисленные выгоды планарных конструкций модулей электропитания — не единственные. При встрече расскажу и о других.

Генеральный конструктор AEPS-GROUP Александр Гончаров.

About planarity

Low-profile or “slim down fast”

What would you do if you had a power supply unit in a geometrical form of certain length, width and height (or thickness – which we call “profile”)? The unit with no conductive cooling system, but only low-power fan and ambient air to cool down. Far from having efficiency of 100 %, but with inconveniently high amount of dissipated power?

You guessed correctly – you’d grab a hammer and start flattening the unit with it in order to decrease its profile. It’s no issue that the length or width or both would be getting bigger. What’s important is that there would be increased cooling surface. At some point you’d be satisfied – and the fan and ambient air would start being more efficient, the heat would be transferred away, and unit’s reliability would rapidly increase (note: any additional decrease of temperature by 10 °C doubles MTBF!).

If you continue with the same dedication – you’d reach the ideal – the profile would become zero, and cooling surface would become infinite. Fan strength or air presence won’t matter anymore – in space or vacuum, cooling of the unit would be excellent! And thus we just came up with how to obtain a power supply unit that requires no cooling system!

This was a joke, however not completely.

If this cheered you up, then on to the essay!

Let’s start with what constitutes low-profileness (LP) or even more precisely – “planarity”.

  1. On the surface lies the principle of planarity as a very desired parameter of the system. As a matter of fact, the power supply units are often the thickest components of the system and they are very inconvenient to assemble with the rest of the microelectronics equipment. Also it’s far easier to find space for a low-profile component in modern systems.
  2. The issue of assembling escalates when together with the power supply unit there must be placed a heatsink attached to the unit. Surely, it’s best to dedicate maximum part of the available height for the heatsink, and have the unit flattened on the heatsink as much as possible, making it planar.
  3. However there are also subtle, but very serious reasons to fight for the low-profileness of the unit. Look at fig. 1. Two units of equivalent dissipated power, length and width, but of different profile are placed on a heatsink. The first unit (belonging to a competing product) is chest-shaped. Its profile (thickness or height) is 50 mm. The second unit is of planar type, in other words, it’s of low profile, with thickness of 38 mm.
  4.  

Planarity

Fig. 1.

Heat sources in the middle of the cases are represented by red circles, for example such can be transformers, inductors, semiconductors, thermistors, etc. It’s important not to let the temperature of such components rise above a certain temperature, for example +100 °C.

It’s obvious (in fig. 1) that thermal path h1 for thicker unit is much longer than for the low-profile planar unit – h2. Therefore for the low-profile unit to maintain limit temperature of +100 °C it’s allowed to have higher heatsink temperature – for example  +84 °C, compared to the system on the left, which would have limit heatsink temperature of +78 °C. Then we come to a simple conclusion: let’s say ambient temperature is +60 °C, then the heatsink on the left will work with temperature gradient of +18 °C relative to ambient, while heatsink on the right will work with a gradient of +24 °C.

This means that at equivalent power loss of 100 W, left-heatsink (h1) thermal resistance must be 18/100 = 0,18 °C/W, right-heatsink (h2) thermal resistance – 24/100 = 0,24 °C/W. As a result, for a thicker power supply unit you’ll have to design a heatsink aprox. 30 % bigger that for the planar one!

Exactly because of this, the low-profile planar unit with a heatsink on the right (h2) will have significantly smaller dimensions and weight. Imagine how this may influence small-size mobile systems, aerial in particular, for example drones.

4. Very important question: what do you do with the heat which isn’t transferred into the heatsink (i.e. liquid type) but in an opposite direction? Because of such “parasitic” heat, beside liquid cooling, one will have to add additional cooling, for example forced air. Considering that “parasitic” heat, in a thick power supply design, can be 15-25 % of the total dissipated heat – the issue may become very unpleasant and lead to decreased reliability since mechanical devices (fans) must be added to the system. I had to deal with such cases when developing power supply systems for supercomputers and active-phased radar arrays. Due to use of planar low-profile power supply units it is easy enough to decrease the amount of parasitic heat to 5-7 %, in which case additional cooling options, beside fan-cooling, become available, i.e. air convection, conductive liquid, etc.

For AEPS-GROUP products we commanded – slim down fast! Pay attention to our units with LP index.

Listed benefits of planar power supply designs are not the only ones. If we meet, I’ll tell about the other.

General designer of AEPS-GROUP Alexander Goncharov.