Эссе о КПД

Что такое хорошо, а что такое плохо…

Знать реальный КПД вашего преобразователя Вам крайне необходимо. Без КПД вы не выберете правильно первичный источник электропитания, не узнаете, какая мощность рассеивается в самом преобразователе и не сообразите – как его охлаждать. Именно КПД определяет температуру перегрева модуля DC/DC или AC/DC относительно окружающей среды, а ведь каждые лишние 10 градусов снижают наработку на отказ примерно вдвое!

Как бы хорошо жилось разработчикам, если бы КПД был не только известным, но и постоянным. Однако он меняется, особенно это проявляется в упомянутых преобразователях с гальванической развязкой и с широким диапазоном входного напряжения.

От чего зависит КПД? От очень многого – от структуры преобразователя, от категории технического уровня элементной базы, от выделенного конструктивного объема, от электрических, климатических, и даже механических требований, и очень от таланта разработчиков и используемых ноу-хау. А вот чем можно испортить КПД, так в первую очередь неправильно, неадекватно заданными требованиями ТЗ.

Хорошо помню время, когда требования к приборам, находящимся внутри защищенного объема всего изделия, брались из общего ТЗ на все изделие! Представьте себе уникальную ситуацию от заказчика – докажите, что ваш источник электропитания может 10 минут проработать при температуре окружающей среды 300 градусов! И пришлось доказывать и проводить крайне дорогостоящие испытания, когда все эпоксидные клеи становились угольно черными и капал припой с выводов и корпуса. А доводы, что 300 градусов — это аэродинамический нагрев на внешней общивке изделия и эти самые градусы хоть и записаны в ТЗ, но никак не могут быстро, через пенополиуретановую заливку пробраться внутрь изделия и дотянуться за 10 минут до модуля электропитания, считались не подтвержденной демагогией. Ну, рассказал несколько сказочно, но на основе реальных событий! Так, что, если вам при задании произносят — «температура окружающей среды…», уточняйте – кого и чего окружает  температура и среда…

Итак к барьеру, т.е к эссе!

Идеальная ситуация: вы очень вселяете производителю надежду на большой заказ и согласие повышенной цены – результат – по Вашей просьбе вам присылают для вашего потенциального модуля зависимость КПД от нагрузки. Уверен на 99 %, нечто, показанное на рис. 1.

Рис. 1: Почти идеальная (1) и реальная (2) кривые КПД для модуля электропитания с гальванической развязкой.

Комментарии: для примера, приведены типичные кривые КПД при выходном напряжении 5 В и входном напряжении 24 В. Весьма частый случай — КПД быстро нарастает в зоне до 10-20 % нагрузки и стремится к величине 88-89 %, что является отличным показателем, даже для схем с синхронным выпрямлением, конечно речь идет о маломощных модулях электропитания.

По очень многим причинам модули с такими характеристиками Вам купить не удастся. Самим вымучить один лабораторный образец – возможно. Но, реально производимые в больших количествах модули будут иметь ощутимый разброс по свойствам применяемой элементной базы, разброс в получающихся характеристиках моточных элементов – трансформаторов и дросселе, и обязательно получат влияние температуры в некоторых зонах внутри конструкции на потери мощности и т.п., вплоть до погрешностей измерительных приборов. В общем, порядочный производитель пришлет вам кривую КПД с учетом всех факторов, т.е. с определенным запасом заниженную, реальную. Она приведена как кривая 2.

Кривая 2 является хорошим случаем типичной кривой. Вам остается задать математическое ожидание мощности, т.е. ту мощность, на которой модуль будет работать основное время, и при расчетах аппаратуры и радиатора взять полученное значение КПД. В большинстве случаев КПД оптимально спроектированного модуля будет максимальный при нагрузке около 70 %, это хорошая точка во многих отношениях. В первую очередь по надежности, из которой следует — на какую мощность вам нужно покупать модули. Если ваша ожидаемая мощность 10 Вт, вам лучше покупать модуль с максимальной мощностью 15 Вт!

Характерные зоны графика – КПД практически стабильно хороший при нагрузках от 50 % до 110 %, хотя его уменьшение может достигать 2–3 %. Нагрузка в 110 % показана как практический случай срабатывания защиты от перегрузки, при этом значении – расчитывать на успешное, долговременное нахождение в этой точке и правее ни в коем случае нельзя без предупреждения об этом производителя (при заказе)!

График КПД при нагрузке 110-140 % необходим для прогнозирования ситуации в условиях технологического разброса порога срабатывания защиты и в условиях влияния температуры, напряжения питания и т.п. Для самих разработчиков преобразователя данный участок графика показывает на достаточный запас в схеме и в конструкции устройства преобразователя электропитания.

Итак, вы из графика на рис. 1 получаете надежду иметь КПД не менее 84 %. Однако реальная жизнь может вам приподнести неприятности при учете других, сразу не очевидных, факторов влияния на КПД. Рассмотрим один из характерных случаев – влияние разброса напряжения питания, рис. 2.

Рис. 2: Идеальная (1) и реальные (2, 3, 4) кривые КПД для модуля источника электропитания с гальванической развязкой в условиях значительного разброса напряжений входного питания.

К большому своему сожалению вы увидите, что оптимальная зона нагрузок преобразователя резко сократилась, до 70-100 %, а надежды на высокий КПД рухнули. И для расчета радиатора придется использовать КПД не более 80 %!

Про влияние температуры на КПД даже и писать не хочется, оно плохое. Умиляют приводимые иногда производителями в даташитах графики, в которых не указаны и режимная точка снятия графиков и температура… (мы тоже стараемся не указывать, дабы не портить Вам на работе настроение). 

В заключение приведу маленький пример, показывающий смысл выражения – что такое хорошо, а что такое плохо.

Во-первых, многие системники и аппаратурщики не умеют определять тепловую мощность рассеивания в преобразователе – долго не думая, они берут 100 % и мысленно отнимают измеренный КПД, например 80 %, и считают, что оставшиеся 20 % это и есть потери, это и есть тепло, по которому рассчитывается система охлаждения. Здесь пора отрыть закопанную собаку – в данном примере тепловые потери будут равны не 20 %, а 25 %! Ну, это для самых маленьких. Вы-то, я абсолютно уверен, формулу расчета мощности рассеяния вспомните и во сне:

Ррасс = Рвых . (1 – КПД) / КПД, и правильно рассчитаете радиатор.

Советы:

  1. Просите прислать вам график КПД преобразователя, снятый в условиях, максимально близких к конкретному вашему применению.
  2. Старайтесь не использовать широкие сети входного напряжения преобразователя, настойчиво боритесь с системщиками, которые выдают вам ТЗ и формально опираются на некоторый стандарт — ГОСТ (нередко ГОСТы в области электропитания писали раньше люди, не разбирающиеся в электронике!).
  3. Добивайтесь вписания в ТЗ на преобразователь четкого, максимально сокращенного диапазона входного напряжения, т.е. того, которое будет на практике продолжительное время.

Генеральный конструктор AEPS-GROUP Александр Гончаров.

About efficiency

What is good, and what is bad…

It’s essential to know true efficiency values of one’s power supply unit (also converter). Without these values it’s not possible to appropriately choose primary power source, to calculate power loss inside the power unit itself and to come up with correct cooling method. Exactly efficiency determines temperature increase of the DC/DC or AC/DC converter relative to ambient environment, while any extra 10 degrees decrease MTBF by approximately twice!

What a good life it would be for designers if the efficiency wasn’t only known but also constant. However it varies, in particular in mentioned isolated converters with wide input voltage range.

What does efficiency depend on? On many factors – converter topology, technical category of components, unit’s dimensions, electrical, environmental and even mechanical properties, and very much on designers’ talents and used know-hows. What can worsen efficiency though, it’s mainly incorrectly, inappropriately placed requirements of technical specifications.

I well remember the time when the requirements for devices located inside the protected volume of the entire product were dictated by the general tech. specification made for the whole product! Imagine a unique situation from the customer – one had to prove that one’s power supply unit could work for 10 minutes at an ambient temperature of 300 degrees! And we did prove and carry out extremely expensive tests, when all epoxy adhesives became coal-black and the solder would begin melting from the leads and the case. And the arguments that 300 degrees was a result of aerodynamic heating of the exterior of the product, and that such temperature, though recorded in the tech. spec., couldn’t quickly reach the inside of the product and in 10 minutes heat up the unit through the polyurethane foam filling, were considered unconfirmed demagogy. Well, some details were made up, however the story is based on real events! So, if “ambient temperature” is mentioned during assignment, specify meticulously – who and what is surrounded by both the environment and temperature…

So on to the obstacle, that is the essay!

Ideal situation: you’re strongly inspiring hope in a manufacturer for the big order and agreeing on increased price – as a result, on your request, you’re given an efficiency-load graph for your potential converter. 99 % sure, it’s something similar to what is shown in fig. 1.

Fig. 1: almost ideal (1) and actual (2) efficiency curves for an isolated converter

Commentary: i.e. typical efficiency curves are shown for output voltages of 5 VDC and 24 VDC. Quite common case – efficiency raises quickly for output load 10-20 % of nominal and reaches 88-89 %, which is an excellent indicator, even for the topologies with synchronous rectification, granted when one is dealing with low-power tier of units.

Due to many reason units with such characteristics are impossible to buy. Personally, obtain one laboratory prototype with such parameters is possible. However, actually mass-produced converters have significant variation of components properties. Variation in the resulting characteristics of the coil elements – transformers and a choke, which surely would cause get influenced by temperature in some areas inside the structure on the power loss, etc., up to the imprecision of the measuring devices. In general, a decent manufacturer will show you an efficiency curve taking into account all the factors, i.e. with a certain margin of underestimation, real curve. One similar to curve #2 in fig. 1.

Curve #2 is a good typical example. What’s left is to determine mathematical estimation of output power, that is output long-term power, and use associated efficiency value when designing equipment parts and heatsink. In most cases, efficiency of optimally chosen power supply would be maximal at roughly 70 % out nominal output load of the unit, which is a good loading in many regards. Firstly for the reliability, which determines what power supplies to obtain. If your expected consumption is 10 W, it’s better to use 15 W converters.

Characteristic graph areas – where efficiency is almost constant for load of 50-110%, with efficiency variation of 2-3 %. Load of 110 % of output nominal power is stated for practical case of when overload protection is tripped – counting on successful long-term operation at such load without warning the manufacturer (when ordering) would be a mistake.

Part of curve #2 for loading of 110-140 % is necessary to account for prediction of technological spread of protection threshold and offset created by factors like temperature, input voltage and other changes. For the designers itself, this part of the curve signifies an adequate margin in the circuitry and construction of the converter.

Thus, from the fig. 1 one is assured of having efficiency above 84 %. However real life can bring one issues when considering other, not immediately obvious, factors influencing efficiency. Let’s consider one of the typical cases – the effect of variation in supply input voltage, shown on fig. 2.

Fig. 2: ideal (1) and actual (2, 3, 4) eff. curves for isolated converter at different input voltages.

Unfortunately, you will see that the optimum load area of ​​the converter has drastically reduced to 70-100 %, and hopes for high efficiency have collapsed. Now one must use no more than 80% eff. to calculate heatsink parameters!

I don’t even want to write about the effect of temperature on efficiency, it is bad. Sometimes touching are the manufacturers’ datasheet graphs, in which the conditions and temperature for graph are not stated (we also try not to state so as not to spoil your mood at work)…

In conclusion, I will give a small example to show the meaning of an expression – “what is good, and what is bad”.

Firstly, many system and equipment specialists and instructors do not know how to determine the thermal power dissipation in the converter. Without long thinking, they take 100% and in their mind subtract measured efficiency, for example 80 %, and then consider the remaining 20 % as losses, as heat, based on which the cooling system should be calculated. Here lies the issue – in such example power loss doesn’t equal 20 % but 25 %! However, that’s for beginners. I’m completely sure that You would recall the correct power dissipation formula even in your dream:

Pdiss = Pout . (1-Eff) / Eff, and then you’d correctly calculate the heatsink.

Tips:

  1. Always ask for an efficiency graph measured in conditions as close as possible to your specific application.
  2. Try not to use wide input voltage ranges of the converter, persistently fight against specialists who issue the system specs while formally relying on an official standard – i.e. GOST standard in Russian regions (often GOST power supply norms were written by people not qualified in electronics!).
  3. Make sure that the converter specifications have clear, maximally reduced input voltage range, such that will be used long-term in the field.

General constructor of AEPS-GROUP Alexander Goncharov.